Что делать, если вас покинуло вдохновение? Как приступить к работе, если долгие усилия не приносят результат?
Знакомы ли вы с вдохновением? Возможно, в своей жизни вы сталкивались с ситуациями, когда события вдруг начинают происходить как бы сами собой, словно вы поймали волну удачи. Это может быть сочинение, написанное “на одном дыхании”, рисунок, нарисованный, будто вашей рукой водил невидимый мастер, любое произведение творчества, созданное, как бы играючи, между делами. И эти творения становятся лучшими, что вы сделали за последние несколько лет. Но, к сожалению, периоды взлета всегда сопровождаются периодами падения. Удержать вдохновение нелегко, и для творца наступает очень нелегкий этап жизни. Работа не идет, получается плохо, затягивается на долгое время. Хочется забросить все и никогда больше этим не заниматься. Что же делать, если творческие порывы не ваше хобби, а работа, и заказчик не поймет ваших рассказов об ушедшей музе?
Ответ до примитивного прост: надо работать. Работать упорно, даже если работа не идет, даже если получается плохо, даже если вы уже готовы бросить все. Но! Есть два условия, при которых шансы на успех существенно повышаются. Первое – не думайте о результате, не прокручивайте все время в голове, выйдет ли из этого куска материала шедевр или нет. Не растрачивайте свою энергию впустую.
Второе – сосредоточьтесь на своих эмоциях. Как это ни странно, даже отрицательные эмоции, могут стать отличной движущей силой в творчестве. Как это происходит? Многие уже слышали о процессах сублимации, эмоции можно и нужно выражать в творчестве. Причем, чем честнее вы будете с самими собой, тем качественнее будет результат. Мне легче всего приводить примеры с картинами, потому что сама рисую. Вот, к примеру, у вас плохое настроение, однако, это не повод откладывать картину до того времени, когда вы будете в гармонии с собой. Слишком многие шедевры рождались именно на эмоциях. Здесь главное не думать о результате и не бояться испортить полотно. Вот вы злы. Подумайте, какого цвета ваша злость? Она черная? А может быть красная? А возможно ядовито-зеленая? Возьмите палитру и создайте цвет вашей злости. Не ленитесь. В моей школе считалось дурным тоном брать цвет из баночки в чистом виде. Неужели ваш цвет совпадает с заводским? Конечно, нет. У вас уникальный цвет. Именно ваш цвет. Его можно получить путем смешивания красок. Добавляйте краски, ищите именно ваш цвет. Нашли? Довольны? Достаточно точно этот цвет определяет вашу эмоцию? Может быть еще потемнее? Уверены? Тогда приступайте. Дальше за вас все сделает ваше бессознательное. Отдайтесь процессу. Все свои лучшие работы я нарисовала без цели и понимания, что на них будет изображено. Рисуйте, то, что хочет ваша рука, добавляйте краски, экспериментируйте. Здесь можно все: просто закрасить лист любым цветом, рисовать волнистые линии или отдельные разноцветные мазки, все что угодно, только не включайте голову, не спрашивайте, для чего и зачем вы это делаете. Потом просто поставьте ваше творение, отойдите на небольшое расстояние и посмотрите на него внимательно. Возможно, вы увидите сюжет, возможно, вы сразу поймете, что просится на это полотно. Допишите то, что пришло в ваше сознание. Я уверена, что результаты будут самыми непредсказуемыми, но действительно красивыми. Возможно, кто-то скажет, что это похоже на правополушарное рисование. Да, безусловно не академическое рисование, как и любое творчество – это работа нашего правого полушария, но в отличие от техник, предложенных в одноименных курсах, главная загадка этого рисования – результат. Никто не может знать, что выдаст ваше бессознательное, и только вы можете увидеть в цветных пятнах вашу картину.
Что самое удивительное, в моей практике не было ни одной картины, которая бы мне не понравилась в ходе такой работы. Наоборот, это были мои лучшие картины. Мне даже казалось, что рисовала их не я, а кто-то, кто владел моей рукой на эти три часа.
Кому еще полезна эта техника? Для тех, кто работает в строгой живописи, не допускающей экспрессии бессознательного, например, в иконописи. В иконе регламентировано все: линия, цвет, краски. Поэтому приведенная техника подойдет и для иконописцев, у которых «не идет» работа. Необходимо выписаться, дать себе волю на листе бумаги, вылить мешающие эмоции, и только когда будет достигнуто состояние гармонии, можно приступать к иконописи.
Данную технику можно использовать в качестве арт-терапии для работы с эмоциями любым людям, даже не занимающимся творческой работой.
То же самое в письменном творчестве. Вам нужно написать статью, доклад, выступление? Не идет, вдохновения нет, настроение нет. Что делать? Писать! Напишите все, что вам мешает, опишите все ваши тревоги и дурные мысли. Выпишите все, что отвлекает. Потом, спустив негативные эмоции в корзину, можно начинать писать работу. Я уверенна, что дело пойдет, как по маслу. Кстати, то, что вы напишите вначале, как слив негатива, не выбрасывайте. Это хороший материал для анализа вашей жизни. К этому можно возвращаться и даже использовать. Сама часто использую такую технику слива определенных мыслей на бумаге. Потом из таких кусочков рождаются новые статьи!
Ниже я хочу привести свои картины, написанные мной в разных эмоциональных состояниях. Все работы созданы без понимания, что на них будет изображено, цели написать картину не было, задача стояла в работе над эмоциями. Тем не менее мне они нравятся. И я считаю их лучшими. Так что удачи вам в вашем творчестве. И помните, что вдохновение приходит к тем людям, которые заняты деятельностью, а не переживаниями о том, почему что-то не получается.
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!