Когда клиент испытывает внутреннее напряжение, которое проявляется в виде раздражения или любых других отрицательных эмоций, – это означает, что где-то глубоко внутри присутствует конфликт. Конфликт оттягивает на себя энергию, силу, вызывает эмоции, выводит из баланса. Поэтому для того, чтобы помочь клиенту осознать, что с ним происходит, психологи задают соответствующие вопросы или предлагают проективные методики работы с бессознательным.
Сегодня мы поговорим о сказкотерапии и том, как сочинение неких сказочных историй способствует сознательному обнаружению конфликта.
Лично я сказкотерапию отношу к арт-терапии, поскольку для закрепления работы я всегда предлагаю клиентам нарисовать героев, которые фигурировали в сказке или слепить их из пластилина. Однако, есть источники, которые считают сказкотерапию самостоятельным методом психологической помощи. Официально данное направление появилось в психологии сравнительно недавно, однако, анализом сказочных сюжетов и их влияния на развитие личности занимались Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрик Берн, а в нашей стране – Лев Выготский и Даниил Эльконин.
Возвращаясь к теме применения сказкотерапии в практической психологии, опишу клиентский случай, который позволяет вытащить внутренний конфликт из сферы бессознательного в область осознанную.
Итак, клиентка сочинила сказку.
«Страшная сказка (в стиле Андерсена). Жила-была девочка, которая не видела лиц. Это была самая обычная девочка с голубыми глазами и светлым хвостиком. У нее были родные и друзья. Она не была незрячей, но лица знакомых расплывались у нее перед глазами, она видела их глаза, носы и губы, но не могла различить черты лица. Они были одинаковые. Все сливалось в единое незапоминающееся пятно. Она все время путала людей и попадала из-за этого в неловкие ситуации. Была эта девочка невнимательна? А может, ей были неинтересны окружающие ее люди? А может, она видела больше других: человек изменяется с каждой прожитой секундой своей жизни и никогда больше не станет прежним. И эти перемены, незаметные для обычных людей, были настолько разительны для девочки, что она не узнавала людей. Она смотрела в зеркало на свое отражение и удивлялась. А однажды она решила нарисовать свое лицо. Она сидела перед зеркалом и старательно пыталась зафиксировать изменяющиеся черты лица. Они словно, издеваясь, не останавливались ни на секунду. Все же автопортрет был закончен, но, к удивлению девочки, с него смотрела немолодая женщина. И когда девочка снова взглянула в зеркало, то увидела, что портрет очень похож на оригинал, девочка не заметила, как состарилась.»
Конфликт, который прослеживался в данной сказке, связан напрямую с темой зрения, а точнее с фокусом внимания. Девочка слишком долго направляла свое внимание в те области, которые были на самом деле не значимы в ее жизни (ложно-значимыми). В сказке прослеживается еще и трагедия от потерянного времени, ведь девочка не заметила, как состарилась. Куда ушла ее жизнь? На что? Одновременно всплывает возрастной кризис, непринятие своего реального возраста. Почему так произошло? Возможно, психика клиентки содержит в себе детские травмы, которые не дают женщине повзрослеть. Обиженный, страдающий внутренний ребенок постоянно тянет жизненную энергию на себя, вырываясь на свет в виде инфантильности или излишней эмоциональности. А, возможно, клиентка просто не знает, что значит быть женщиной, ведь статус женщины не всегда определяется внешним положением: замужество, наличие детей и т.д. Если мама не научила, не показала, что значит быть женщиной, а, как вариант, выполняла мужские функции в семье, то ребенок просто не может осознать, что это такое.
Вот, что говорит клиентка в ответ на мои рассуждения: «Моя сказка оказалась ещё более страшной, чем была вначале. Это просто удивительно, насколько все в точку. Почти четыре десятка лет я прожила с родителями, под их контролем и влиянием, оставаясь ребенком. Сейчас съехала и учусь быть самостоятельной. И я действительно, внутри считаю себя 18-летней последние два десятка лет. Я чувствую все больший диссонанс между внутренними ощущениями и внешностью. И самое интересное, что я совершенно об этом не думала, когда сочиняла сказку.»
Конфликт вытащили, но это только начало психологической работы. И раз уж мы начали работать в арт-терапии, то я предложила клиентке слепить фигурки персонажей сказки, и обязательно дописать счастливый конец (с целью поиска способа выхода из конфликта). И клиентка сочинила следующее продолжение сказки:
«Продолжение страшной сказки. Однажды девочке приснился сон, что она идёт по темному лесу и не может найти дорогу к дому. И тут вышел огромный страшный волк. Девочка не испугалась, она поняла, что волк ее не съест. Она следовала за ним и вскоре нашла дорогу. На следующий день на улице она случайно встретила мужчину, гуляющего с собакой. И только глаза его показались знакомыми, волчьими».
Я попросила слепить всех героев сказки. Так клиентка слепила себе друга, который помог девочке полюбить себя и обрести свою целостность.
В качестве друга выступает более зрелая часть психики, высший аспект Я, который может быть опорой в нелегком пути восстановления своей целостности (вывести из темного леса). Имея жесткую внутреннюю опору (в виде друга) можно позволить внутреннему ребенку покапризничать и высказать все свои обиды, можно найти угнетенную внутреннюю женщину и помочь ей раскрыть свой потенциал, можно очень многое изменить.
Работа с клиенткой продолжается, я вижу хороший результат. После арт-терапевтических занятий, которые проходили в группе, у клиентки возникло желание рисовать, творить, открылись с новой силой творческие способности, появилась энергия жить и творить.
Вот, что клиентка написала в нашем приватном чате для общения: «Да, это удивительно. Перед сном, закрывала глаза и видела такие сочные, красивые цвета, что захотелось намешать красок красиво и накрасить что-нибудь. А вчера я, рациональная и экономная девочка (или великая скупердяйка) неожиданно для себя зашла в цветочный и купила три пиона. Без повода. Для себя. И сказала продавщице об этом, она похвалила. У меня щипало глаза от слёз. Поспешила уйти, чтобы не вернуть цветы от ужаса, что я творю. Теперь сижу на кухне и смотрю на них, не оторваться. Это единственное цветное пятно на моей практичной коричневой кухне. Я впустила цвета в свою жизнь, и она стала совсем другой: яркой, светлой и красивой.»
Если у вас есть желание прикоснуться к творчеству и проработать неразрешенные конфликты внутри себя, приглашаю вас на свой курс по арт-терапии «Я погружаюсь в себя». Сейчас идет набор во второй поток.
PS все материалы опубликованы с разрешения клиента.
Художник Бет Конклин
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!