Нужно ли доверять трансовым образам?

Карл Густав Юнг в своей книге «Человек и его символы» описал интересное исследование. В своем путешествии в Восточную Африку Юнг подолгу разговаривал с жителями местных племен, и выяснил, что они так же видят сны, как и мы, но считают, что сны обычного человека ничего не значат. «Только сны вождей и знахарей могут что-то означать», – говорили они.

Данное исследование напомнило мне о современном клиенте, который считает, что снам не стоит предавать значение, ровно как и образам, полученным в трансовом состоянии, ведь по их мнению, эти образы являются плодом их воображения или фантазии. Работая с клиентами, я вижу, что многие люди не привыкли опираться на свой трансовый или сновидческий опыт, считая его незначимым. Однако, большинство образов из сна можно объединить в несколько сюжетов. Об этом тоже писал К.Г. Юнг в уже упомянутой мной книге «Человек и его символы». К таким сюжетам относят: подъем или падение, появление на людях голым, прохождение через ряд изматывающих событий, поездка без возможности добраться до цели, сюжеты, компенсирующие вытесненные желания (голодному снится еда). Позже немецкий психиатр Ханскарл Лейнер создал метод кататимно-имагинативной психотерапии или по-простому «Символ-драма». В методе описаны так называемые мотивы или заданные образы, которые предлагаются клиенту для последующей работы в трансовом состоянии. Мотивы взяты не случайно. Мотив – это чаще всего встречающийся образ, который «выдает» клиент на просьбу представить что-либо. Работа с образами в трансовом состоянии названа Лейнером кататимным переживанием. И метод символ-драмы помогает людям справляться с реальными проблемами через работу с кататимными образами.

Однако, в своей работе с клиентами я часто сталкиваюсь с тем, что человек обесценивает свои кататимные переживания (или сны наяву), считая их незначимыми или фантазийными. Многие почему-то считают, что трансовое состояние так сильно изменит их восприятие, что они ярко и четко «увидят» какие-то картины или сюжеты. Мне кажется, что похожие ожидания питают рассказы тех людей, которые попробовали айяваску или которые очень ярко описывали свои трансовые путешествия. Так же люди ждут, что их буквально захватит образ в свои объятия и перенесет в другой мир через ощущения выхода из тела или другие переживания. Мне бы хотелось донести до вас, что трансовое состояние – это не наркотическое опьянение или что-то сверхъестественное. Практически любой человек может в спокойном расслабленном состоянии представить свободный или заданный мотив. Практически любой человек может описать то, что «видит» перед закрытыми глазами. Каждый ли видит прошлые жизни? – Нет. Некоторым людям закрыт доступ в эти слои памяти. Но это не значит, что с ними нельзя работать. Как раз, с теми людьми, которые не видят прошлые жизни, можно работать через проживание заданных образов. И работа будет эффективной.

Так же предоставляя своим клиентам свободу в выборе образов, я поняла, что все сюжеты можно объединить в несколько. К сожалению, наши фантазии имеют ограничения, и основные свободные ассоциации людей можно уместить на одной печатной странице. В этом плане, я солидарна с Лейнером, который проделал колоссальную работу и описал символизм чаще всего встречающихся в практике мотивов. Поэтому, когда клиент описывает случай, который явно имеет признаки воспоминания прошлых жизней, и при этом он считает, что данный сюжет является фантазией, я могу уверить, что, к сожалению, мы не так талантливы, чтобы во всех подробностях фантазировать сюжеты с исторической и культурной точностью. И одновременно, я хочу донести до вас, что память прошлых жизней не является панацеей от всех бед, и со многими вопросами можно работать на уровне кататимного переживания, как это делал Лейнер в своем методе, который, кстати, очень распространен в Европе. И почему-то у клиентов не возникает вопросов эффективности в связи с возможностью фантазировать. Такие вопросы возникают только в кабинетах регрессологов, где от нас ждут доказательств существования души, прошлых жизней, реинкарнации и других тем, наличие или отсутствие которых в картине мира человека в большей степени зависит от мировоззрения самого человека, нежели чем от каких бы то ни было исследований.

Подводя итоги скажу, что у большинства людей нет проблем с тем, чтобы прожить образ в трансе (в спокойном состоянии тела). Даже без всякой психотерапии человек склонен к фантазированию, образному мышлению и дремотным видениям в промежутке между сном и бодрствованием. Такие феномены являются обычным содержанием нашей психики. Но почему-то, прожив определенный образ в трансовом состоянии, люди сами обесценивают свой опыт, интеллектуализируя на тему навязанных терапевтом сюжетов или фантазийности мотивов.

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что каждый образ, навязан ли он терапевтом или проявился сам во внутреннем пространстве клиента, является важным и ценным. Так же замечу, что, если образ, предложенный терапевтом, по какой-либо причине не нравится или не подходит клиенту, клиент выдаст свой собственный образ, который соответствует его видению процесса. Поэтому навязать что-либо человеку, который даже находится в трансовом состоянии, невозможно. Клиент все-равно будет рассказывать то, как он чувствует и видит тот или иной мотив.

Рационализация, интеллектуализация, обесценивание – это основные защитные механизмы, которые проявляются в моменты, когда терапевт и клиент подошли слишком близко к травме или болезненной ситуации.  Объяснив себе, что на трансовом погружении происходит фантазийная ерунда, можно снова вернуться к себе прежнему и ничего не менять. Но, обесценивая свои трансовые или сновидческие видения, мы очень походим на тех туземцев, которые считали, что придавать смысл снам не нужно, ведь только в снах вождей есть информация и посыл к действию.

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!