Образ колодца как символ трансформации

Образ колодца часто проявляется во сне или в трансе как образ перехода из одной реальности в другую, например, из среднего мира (мир нашей текущей жизни) в нижний мир (мир прошлых жизней, родовых историй, мир мертвых). В таком значении колодец выступает как туннель, по которому мы можем спуститься вниз для того, чтобы заглянуть в истории прошлого или подняться наверх, когда мы уже совершили свое путешествие и спешим обратно, в мир реальный, средний.

Однако, помимо символов перехода колодец может быть самостоятельным рабочим образом, символизирующим нашу изоляцию, уход от реальности, погружение внутрь себя. Так, например, человек, который считает, что на нем есть какое-либо влияние (магическое или просто негатив в виде зависти, ненависти и т.д.) описывает себя, как человека, находящегося ниже уровня горизонта, как бы в колодце. Такие образы могут говорить о том, что человек ощущает себя погруженным не в настоящее, а в события прошлого, которые несут боль и страдание. Так же обнаружение себя в колодце без воды может говорить об эмоциональном блокировании, невозможности выплакать слезы, прокричать слова обиды.

В качестве трансформационного образа, который может помочь выбраться из западни колодца может быть образ воды, которая все же прорвалась и может помочь человеку выплыть из своего заточения. Вода, как известно, это образ информации и эмоций. Как только человек признает свои истинные чувства, прорываются заблокированные эмоции, которые впоследствии приводят к исцелению. Такая метафора трансформации человека была показана в фильме «Я закопаю тебя» 2014 года, Бельгия. Главный герой попал в колодец, из которого не мог выбраться несколько дней, пока спасительная вода не стала подниматься и не вытолкнула пленника на поверхность. В фильме показана трансформация личности, характера, переоценка ценностей героя, находящегося в изоляции, в колодце. В жизни мы так же попадаем в свои колодцы, когда не хотим общаться с внешним миром, когда сами уходим в вынужденную изоляцию для решения своих глубинных задач. Одновременно изоляция не всегда бывает внешней, очень часто мы говорим о внутренней изоляции, когда человек все так же ходит на работу, выполняет свои обязательства по дому и перед близкими, но все время находится внутри. Это может произойти по разным причинам, но, как известно, трансформационные процессы могут запуститься в человеке не только по причине его роста (естественная трансформация), но так же при столкновении с травмой, с болью. В такие моменты, конечно, лучше спуститься в свой колодец с терапевтом. Тут я вспоминаю клиентскую сессию, где человек описал образ колодца, себя в этом колодце и свое состояние, которое было ограничено не просто замкнутым пространством, человек ощущал себя связанным, да еще и повешенным вверх ногами. В таком случае непросто освободиться, а спасительная вода, как в примере из вышеописанного фильма, может погубить человека.

Что же делать? Можно обратиться к здоровой части психики, как к образу волшебного помощника. Им может быть наставник, святой, духовный учитель, божество, животное, доброжелательный ушедший в мир мертвых родственник или любой другой образ, который сам предлагает клиент. В этом случае здоровая часть психики в виде учителя развязывает клиента, переворачивает, дает возможность выбраться из колодца, предоставляя лестницу, свет, проход или выход через туннели подземелья. Конечно, самым мощным образом в этом случае является образ крыльев, как символ нового инструмента, навыка, умения, который позволяет клиенту самому выбраться из колодца без помощи сторонних сил. Хотя мы понимаем, что «сторонние силы» – это внутренние части клиента, которые обладают ресурсом.

Логичным завершением работы с данным образом является трансформация колодца-тюрьмы в колодец с ресурсом, наполненным прозрачной питьевой водой. К такому колодцу не страшно подойти, это уже не негативный образ проблемы или изоляции (я один на один со своей травмой), это уже образ ресурса и опыта, на который можно опираться. Это уже символ наполнения, символ здоровых эмоций и чистой кристальной энергии жизни.

Если у клиента есть силы, можно завершить работу трансформацией поляны, на которой стоит колодец. Таким образом, мы показываем, что здоровое Я человека положительно влияет на его территорию, внешний социальный мир. Уже появляются птицы, которые пьют воду из колодца, рядом растут цветы. Клиенты описывают образы хорошей погоды, летнего времени года и своего комфортного или даже счастливого состояния. Если обратить внимание на внешний вид клиента, то в его трансовом путешествии он может описать, что видит себя более молодым, женщины описывают красивые летние платья, в которых ощущают себя превосходно.

Очень важно заканчивать работу на положительных образах. От себя замечу, что визуализации, связанные с образом колодца, как символом тюрьмы, и трансформирование этого образа в ресурсный помогает человеку в его обычной жизни находить новые ресурсы, быть более целостным, по-иному реагировать на ситуации (уже не так эмоционально). В образе колодца задействовано как минимум три уровня: уровень тела (ощущения скованности, закопали, замуровали, и далее ощущения свободы и т.д.), уровень эмоциональный (непосредственно эмоции на сессии или образ воды в колодце) и уровень ментальный (когда внутри колодца происходит переоценка ценностей). Очень важно в конце сессии задать вопросы, диагностирующие изменения по вышеописанным трем уровням работы (тело-эмоции-мысли).

Фото Дмитрий Томсон

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!