Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.

В настоящее время широкое распространение среди психологов получили метафорические ассоциативные карты. Появились они еще в 70-х годах XX века, но в Россию пришли сравнительно недавно. Существует несколько колод, каждая из которых предназначена для решения определенных задач.

Колода «Персона» удачно подходит для решения межличностных и внутриличностных конфликтов, для работы с  психосоматикой, внутренней картиной болезни и здоровья посредством представления образа себя в состоянии болезни и себя здоровой. Колода «Персонита» хорошо подходит для работы с детьми. Колода «ТанДу» используется в семейной психотерапии, COPE (Преодолоение) – при работе с травмой, «Босх» – при психотерапии страха. Но моей любимой колодой является «ОН» (ох). Карты  ОН открывают доступ к бессознательному человека. Клиент вытягивает карты из колоды «вслепую». В этом есть интрига и, на первый взгляд, мистика. Ведь выбранные наугад карты так соответствуют ситуации клиента! Дело в том, что наше бессознательное всегда знает, как правильно поступить, как найти выход из сложившейся ситуации, какой выбор сделать. Нужно только научиться  прислушиваться к нашему бессознательному. Карты ОН в этом случае выступают незаменимым помощником. Проективные метафорические карты ОН состоят из двух колод различного размера: колода поменьше содержит карты с различными рисунками, вторая колода (побольше) является как бы рамкой для карт с рисунками. «Рамки» к рисункам подписаны. Клиент обычно «в слепую» вытаскивает карты из двух колод. На большую накладывается маленькая карта. Психолог просит рассказать, какие ассоциации вызывает картинка, как рисунок соотносится со словом, указанным на карте. Иногда психолог просит клиента самому написать это слово на пустой карте (такая тоже присутствует в колоде). Приведу несколько примеров о том, как карты позволяют выйти на проблемные зоны клиента или найти единственное решение проблемы.

Пример 1. Клиентка говорит о том, что ей мешает одно отрицательное качество ее характера: зависть. Вытягивает карточку – слово «РАБ». «Совершенно очевидно»,- признает она, – «что я становлюсь рабой своей зависти, это качество мешает мне нормально жить, я всегда недовольна собой, потому что у других всегда есть что-то лучше.» Задаем вопрос: «Что нужно сделать, чтобы зависть не мешала жить?» Клиентка вытаскивает карточку-картинку и кладет ее в центр рамки со словом «РАБ». На картинке изображено зеркало. Клиентка сама интерпретирует полученную комбинацию: «Что, мне нужно посмотреть на себя? Ну да, у меня на самом-то деле все есть: работа, муж, ребенок, вот шубу себе купила… Просто у меня приоритеты другие! Я не буду тратить деньги на что попало. Да, у меня нет брендовых вещей и бриллиантов, как у коллег, но не потому что у меня денег нет, а потому что я не трачу их на эти бестолковые вещи». Клиентка поняла, что завидует другим людям в том, что может приобрести сама, что у нее всегда есть выбор, и она осознанно принимает то, что выбирает, и завидовать другим теперь просто нет смысла, вся разница в приоритетах, которые расстанавливает для себя человек. У клиентки свои приоритеты, которыми она гордится, поэтому она больше не раба своей зависти. Клиентка сама осознанно выбирает то, что имеет.

Пример 2. Клиентка жалуется на неудачи в карьерном росте. Формулируем вопрос: «Что мне мешает расти по карьерной лестнице?» Вытаскиваем картинку с изображением «мать кормит ребенка грудью». Клиентка говорит, что есть маленький ребенок, но он уже подрастает, и ей не нужно будет заниматься им в ущерб карьере. Вытаскиваем уточняющую карточку-слово, кладем картинку-изображение в рамку. Перед нами предстает более целостное объяснение проблемы. Слово «ДАВАТЬ» и кормящая мать ассоциируются у клиентки с доением. Она признается: «Да, меня всегда доят на работе, я не могу отказать начальству, я выполняю сверхурочную работу». Обычно такие трудолюбивые исполнительные сотрудники нужны на своем месте. Повышать их невыгодно руководству, потому что их сложно заменить другими, менее опытными людьми. Клиентка поняла, что мешает ее продвижению, и взяла для себя новую тактику поведения с руководством.

Пример 3. Пришла клиента с запросом о невозможности забеременеть. Карты, которые она выбрала были следующие: Рисунок обнявшейся пары на пляже и надпись «ПРИВЯЗАННОСТЬ». После размышлений над полученной комбинацией клиентка отозвалась на версию о том, что ей с мужем так хорошо вместе, и их нуклеарная семья настолько самодостаточна и замкнута, что третьему в этой семье, просто нет места. Ребенок – это всегда нарушение равновесия, всегда испытание для пары. Вопрос: на сколько созависимые молодые люди готовы оторваться друг от друга и направить энергию на ребенка? Ведь сейчас им так хорошо вдвоем… На этой сессии были найдены дальнейшие направления для работы, так же были даны рекомендации немного приоткрыть границы семьи, обогатить семью общением с третьими лицами.

Я привела лишь некоторые примеры работы с ассоциативными картами. Вариаций здесь множество, интерпретаций еще больше. Что мне нравится в работе с метафорическими картами – это то, что ни разу еще не было случая, чтобы клиент сказал: «я не знаю, что это». Всегда каким-то магическим образом карты попадают в точку проблемы. Я использую метафорические ассоциативные карты даже в скайп- консультировании. Здесь я своей рукой вслепую вытаскиваю карты, которые опять же всегда попадают в проблемную зону клиента. Работа с картами всегда очень увлекательная, как для клиента, так и для психолога. Метафорические ассоциативные карты позволяют тонко и безболезненно для клиента соприкоснуться к его внутреннему миру и найти в нем решение проблем. Я считаю, в этом и есть главное преимущество и привлекательность метода.

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!