Я много раз писала в своих статьях, что психолог не обязан иметь тот опыт, с которым к нему приходит клиент. Во-первых, психолог пользуется особым качеством: сильноразвитой эмпатией и может понять, что чувствует клиент. А во-вторых, даже если психолог проживал похожие ситуации, это не означает, что он испытывал те же чувства, что и клиент в аналогичных условиях. У каждого человека своя реакция на те или иные события.
Безусловно, существуют научные знания, классификации и типологии, которые помогают психологу разобраться в психике клиента. Но любые классификации и типологии условны. Все индивидуально. И даже, несмотря на то, что классификации создаются путем анализа реального опыта с соблюдением всех требований к эксперименту, всегда найдутся исключения из правил. Типологии нужны для общего понимания и ориентирования психолога в том, что происходит с клиентом. Но это не означает, что каждый человек, столкнувшийся с потерей близкого или с собственным смертельным диагнозом, будет последовательно проходить пять стадий проживания горя по Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие). Хотя некоторые клиенты считают, что с ними должно происходить то, что написано в учебниках. Как будто бы уже все расписано наперед, что мы будем чувствовать при определенных обстоятельствах…
Одновременно, у меня есть возможность проживать клиентский опыт во сне. Причем происходит это до того, как ко мне придет на сессию человек. Возможно, это происходит, потому что я не просто психолог, а еще и сверхчувствительный человек, помогающий клиенту не только физическими навыками и знаниями, а, возможно, я так близко подхожу к душе клиента в своей работе, что мне действительно нужна данная информация перед сессией.
Так, однажды, мне приснилось, что я изменила мужу. В реальной жизни такого опыта и помысла у меня не было. Это был кошмарный сон! Во сне я осознала, что один глупый поступок может перечеркнуть всю жизнь. После измены отношения никогда не наладятся, не станут прежними. Больше нет доверия, нет любви. Осталась лишь внутренняя боль, которую не убрать, не закрыть, не промыть. Этот позор будет со мной на всю жизнь. Я даже не могу описать, как сильно я проживала во сне чувства боли, страдания и понимания, что я разрушила свою жизнь своими собственными руками. Проснулась я в легком шоке от увиденного, ведь никаких предпосылок в реальной жизни к такому сюжету сна не было. Поскольку сон был очень эмоционален, я его запомнила и разбирала. Для себя решила, что надо ценить и уважать то, что имею.
С этой мыслью я поехала на сессию к клиенту. История была про измену, про чувства предательства и невозможность дальнейшим отношений. А поскольку все это я прожила несколько часов назад во сне, я понимала клиента, как никто другой.
Второй пример: снова сны перед сессией. Мне приснилось, будто я попала в мир тараканов – жестокий и ужасный мир без чувств и эмоций. Тараканы живут животными инстинктами, у них нет чувств. Совсем. Это просто машины по переработке пищи. Если есть, что поесть – хорошо, если нет, то таракан съест соседа. И не беда, если соседом окажется дочь или сын. Это не важно. Ничего не важно. Как человек сверхчувствительный я воспринимала этот мир, как кошмарный. Меня охватил такой ужас, что я вырвалась из сна в пять часов утра и больше не уснула. Проснувшись, я стала анализировать сон. Существовала некая связь с реальностью: я действительно купила недавно мраморных тараканов, чтобы кормить своего нового питомца – богомола. К тараканам я отношусь спокойно: не боюсь, могу взять в руки. Не смотря на то, что купила я их в качестве корма, я за ними наблюдаю и ухаживаю, как за полноценными питомцами. Поэтому этот сон показался мне очень странным. Зачем мне чувствовать и понимать изнутри сознание таракана? Ответ пришел в этот же день. На приеме сидела девушка, которая ничего не чувствовала. Чувства были заблокированы, видимо, глубокой травмой, поэтому психика выстроила защиту – не чувствовать. Но жизнь без чувств равносильна смерти, так жить тоже не хочется, поэтому девушка и пришла на сессию. К этому моменту я уже прожила опыт жизни без чувств, и это страшно.
Конечно, не перед каждым клиентом я вижу значимый сон. Иногда я подолгу гадаю: «это мое или чужое?» Но я знаю точно, моя работа и моя жизнь – это единый и взаимосвязанный процесс. Одно вытекает из другого. Я получаю ответы от клиентов на свои собственные вопросы, при этом я не нарушаю их границ, просто темы очень интересно переплетаются с моей жизнью. Да, я выстраиваю границы, я не принимаю клиентов дома и выполняю правила общения и проведения сессии с клиентом с учетом личных норм и принятых требований к психологу и его работе. Но отказалась бы я от своих вещих снов? Нет, это слишком интересно. Такой опыт обогащает и расширяет. Он дополняет меня и дает большее понимание того, что происходит вокруг.
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!