Почему люди смотрят фильмы ужасов, зачем зрителям нужно испытывать страх, куда уходят корни дикой популярности жанра хоррор, почему данный жанр самый окупаемый, – ответы на данные вопросы рассмотрены в статье «Психологическое объяснение популярности фильмов ужасов”.
Фильмы «Пила», «Пункт назначения», «Проклятье», «Паранормальное явление», «Крик», «Пятница 13», «Коллекционер» имеют настолько бешеную популярность среди зрителей, что режиссеры ужастиков вынуждены снимать бесконечные продолжения, превращая фильмы в сериалы. Причем каждая последующая серия еще жестче, кровавей предыдущей, количество смертей больше, расчлененка зрелищней. Для наибольшей реалистичности, красоты и смака просмотра активно применяются современные технологии. Сегодня зрителю намного интересней смотреть на кровь, оторванные конечности, размазанные мозги в формате 3D. Почему? Откуда такая тяга к крови у современного человека? Чего нам не хватает в жизни?
В настоящее время современный портрет цивилизованного социализированного человека выглядит следующим образом: это человек с законсервированными где-то внутри чувствами, гиперрационализированный, потерявший контакт со своим телом, нечувствительный к трагическим событиям в мире, сверхконтролирующий себя и окружающих. Как вы думаете, такой человек живет полноценной, осознанной жизнью, наполненной искренностью и принятием себя? Вряд ли. Для того, чтобы почувствовать себя действительно живым, современному человеку необходимо испытывать эмоции колоссальной силы, такие, например, как страх смерти. Не секрет, что СТРАХ СМЕРТИ – это главный фундаментальный страх человека. Об этом писали многие философы и психологи – представители экзистенциального направления. В настоящее время для того, чтобы испытать сильные живые эмоции современная молодежь выбирает экстремальные виды спорта или просто идет в кино смотреть на маньяков, зомби, вампиров, что проще. Интересно, что в каждой культуре тематика ужастиков различна и во многом зависит от религиозных взглядов населения. Так, например, в странах, исповедующих буддизм, акцент делается на страх перед разгневанным духом убитого. Вспомним «Звонок», «Проклятье», «Фантомы», «Темные воды». Для людей, верящих в бессмертность души, эти фильмы являются самыми страшными, тем более, что буддийские традиции похорон не предусматривают воскрешение тела после смерти. В результате кремации остается лишь прах. А вот в бессмертие духа, в его месть живым буддисты верят. И, наоборот, в странах с преобладанием христианской традиции захоронения, при которой тело умершего кладут во гроб, больше имеют распространения фильмы ужасов с восставшими мертвецами, зомби, вампирами, оборотнями и прочей нечистью.
Человек всегда испытывал гипертрофированное влечение к смерти. В Древнем Риме одним из самых изысканных развлечений считались гладиаторские бои, а на Руси – публичные казни. Даже сейчас народ собирается толпами на месте аварии не для помощи потерпевшим, а в большинстве случаев, чтобы посмотреть на смерть ДРУГОГО. Таким образом, наша тяга к зрелищной смерти в кинематографе, развитие различных субкультур (готы, эмо) – все это необходимо современному человеку для того, чтобы почувствовать себя живым.
Однако, такое поведение человека – не единственный способ столкнуться с сильными чувствами. В психологии существует масса телесноориентированных методов, помогающих человеку встретиться с эмоциями, научиться чувствовать свое тело, получить навыки релаксации. В частности, заземление чувств посредством техник танатотерапии позволяет уменьшить количество энергии, идущей в голову, и распределить ее по всему телу, причем, тело само знает в каком его участке энергии не хватает, а в каком ее излишек.
Владимир Баскаков, телесный психотерапевт, в своей книге «Танатотерапия» говорит: «Чем более заземлено тело, – тем лучше заземлены чувства, – тем меньше энергии идет в голову. А это значит, – тем меньше страхов и беспокоящих мыслей о смерти.»
Обилие крови в кинематографе говорит о психологическом нездоровье современного человека, о его разобщенности с собой, со своим телом и чувствами. Хочется верить, что люди проявят интерес к теме внутреннего баланса, захотят испытать и прочувствовать сильные эмоции посредством минимальных по силе воздействий психолога, а не зрелищных драк и убийств, и тогда, возможно, изменится и спрос на хоррор.
Статья написана под впечатлением от семинаров Владимира Баскакова.
В статье использованы материалы книги В.Ю. Баскаков Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007-176с.
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!