Важным моментом в работе с темами психосоматики является предоставление возможности клиенту самому погрузиться в ассоциативный ряд, связанный с больным местом в теле.
Мы можем знать из многочисленных исследований, какой внутренний конфликт могут олицетворять те или иные заболевания, но данная информация не исцелит клиента, если она не вызовет соответствующего отклика.
Так, например, с одним и тем же симптомом, который проявлялся в виде болезненных ощущений в челюсти и соответствующей части лица, ко мне обратилось несколько человек, и их истории очень отличались по сути внутреннего конфликта и тех эмоций, которые сидели внутри симптома.
Пример первый. Девушка пришла в состоянии полного внутреннего опустошения. Практически постоянно она испытывала боль в левой части лица, которая «стреляла» в глаз, зубы и в голову. Невролог говорил о возможном воспалении лицевого нерва, стоматологи не видели проблему в области своих компетенций, направляли пациентку к лору. Лор так же не видел патологий. Врачи могли только повлиять на симптом, устранить боль обезболиванием и противовоспалительным средством. Одновременно девушка обратилась ко мне, чтобы выяснить первопричину заболевания на психологическом уровне.
Я работаю через методы трансового расслабления. В расслабленном состоянии наше тело начинает буквально говорить. Человек, погружая свое внимание в больное место, ощущает и чувствует то, что было вытеснено ранее, вспоминает ситуации из жизни, понимает суть внутреннего конфликта, застрявшего в органе.
Так через трансовое расслабление клиентка осознала, что впервые боли в лице возникли от внутренней раздвоенности: девушка работала на одном месте работы уже более десяти лет, но одновременно набирала опыт в другом направлении. Долгое время клиентка сидела на двух стульях, работая по найму и одновременно на себя. И вот наступил момент, когда старая работа стала эмоционально невыносимой, но страх мешал клиентке уволиться и направить все силы в работу по душе. И в этот самым момент внутреннего предательства, произошло расщепление на телесном уровне: левая сторона лица клиентки стала гиперчувствительной и болела, а в правой части лица чувствительность, наоборот, уменьшилась. Правая часть лица (мужская часть) отвечает за наше проявление в социальном мире, и тут клиентка «наступила на себя» и продолжала работать на нелюбимой работе, держа лицо, поддавшись страху неудачи, заглушив истинные чувства и веру в себя.
Левая же часть отвечает за умение быть направленным во внутрь. Эту часть еще называют женской. И конфликт не своего места проявился именно в чувственной части, где еще остались эмоции, где конфликт проживался воспалением. Приняв четкое решение об увольнении, клиентка смогла соединиться со своим истинным путем и вышла из заболевания. Данный симптом больше не возвращался.
Пример второй. Клиентка с подобными симптомами. Болит левая часть лица: челюсть, зубы, иногда боль отдает в голову. Получив медицинскую помощь, клиентка решила обратиться к психологу для исследования именно психологической сути заболевания.
Первое, что я делаю в работе с темами психосоматики, – это исследую, какие эмоции находятся в болезненном месте. Клиентка озвучила чувства: обида, агрессия, непонимание. Тут же всплыла «картинка» из прошлого. Клиентка видит себя ребенком, которого повели к хирургу-стоматологу. Нужно было удалить зуб. Ребенок вел себя спокойно, он еще не догадывался, что его ждет. И после удаления зуба, врач предложил родителям удалить еще несколько зубов, аргументируя такое решение тем, что ребенок хорошо все терпит. Мама клиентки согласилась, и так девочке удалили еще несколько зубов за раз. С одной стороны, клиентке было приятно, что про нее говорили, как о стоике, который может выдержать такие тяжелые испытания. Но с другой стороны, ребенок не понимал: «Почему со мной так можно? Почему мама не защитила, а способствовала такому отношению?»
Эмоции негодования, агрессии на родителей и на всю ситуацию были вытеснены, ведь хорошие девочки не злятся. Почему эта история всплыла в сознании именно сейчас? Потому что клиент выходит из деструктивной позиции самой послушной умной девочки в семье и занимается созданием уже своей семьи. И в этот момент на бессознательном уровне тело стало выдавать все застарелые конфликты, связанные с родителями и историями семейного счастья. Вышеописанный случай не завершился историей с хирургом. С клиенткой мы погрузились еще глубже в боль и вышли в перинатальный уровень, где сформировалась установка, о том, что за счастье надо платить. И дальнейшее погружение в челюсть привело нас к страху за жизнь папы. И боль в этом случае выступала в роли заморозки, возможности не пускать себя в будущее, туда, где папа может умереть. Работа была по-настоящему глубокой, я уже не буду подробно описывать ход сессии, но хочу сказать, что один симптом вывел нас на несколько уровней разных страхов и установок, которые мы позже нейтрализовали и исцелили.
Да, мы можем исследовать заболевания, чтобы выявить схожесть конфликтов и эмоций, но так или иначе, исцеление приходит не после лекций о том, какие скрытые конфликты могут находиться в боли, а в проживании конкретных историй и их последующей трансформации в целительные образы.
Метод погружения в трансовом расслаблении в больной орган или часть тела, позволяет слой за слоем вытаскивать истинные эмоции и ситуации, которые образуют тот самый внутренний конфликт, который вызывает боль или заболевания. Погружаясь снова и снова своим вниманием в одно и то же место, можно открывать все новые и новые причины, которые поддерживают боль. И дойдя до фундамента всех этих причин, вторичных выгод, эмоций и установок, можно, наконец-то, выйти из болезненных ощущений, ведь телу уже не нужно перерабатывать конфликты через боль.
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!