Самые часто задаваемые вопросы от клиентов: «А я точно войду в транс?», «А если я не гипнабелен?», “Как мне понять, что я в трансе?”
Подобные вопросы задаются людьми под воздействием стереотипов о гипнозе. Очень многие путают классический директивный гипноз с эриксоновским (не директивным). При слове «гипноз» люди со стереотипами в голове хотят отдаться на волю доктору и не участвовать в процессе терапии. Они считают, что ничего не будут понимать, помнить и уж тем более осознавать, ведь работа ведется с бессознательным!
Я видела, что многие гипнотерапевты уже озвучивали похожие темы в интернете. Но количество людей, которые ждут чуда и сверхестественного от гипноза почему-то не уменьшается.
Обычно я начинаю наш телефонный разговор с клиентом с того, что рассказываю, что такое транс и как я работаю. Говорю про ответственность за качество сессии, которое делится 50 на 50 между терапевтом и клиентом, объясняю, что не будет физического ощущения погружения (падения), что левое полушарие будет так же включено в работу, как и правое (мы не можем отключить полмозга по желанию), говорю, что критичный внутренний диалог – это нормально, и его можно вывести во внешний мир для снятия излишнего напряжения и т.д. и т.д.
В результате клиент говорит «да» по всем пунктам, а потом заявляет, что он не был в гипнозе, ибо все понимал, чувствовал, ощущал. Идет обесценивание всей работы только потому, что ожидания не оправдались. Похожее поведение встречаю от любителей путешествовать по Перу и употреблять лиану мертвеца (аяваску). Они делятся своим психоделическим опытом и хотят от регрессолога «грибных трансов». Часовая беседа о том, что будет на самом деле не помогает. Они кивают головой, говорят, что все понимают, но в результате любой полученный в трансе опыт сравнивают с опытом под воздействием аяваски. Еще есть категория людей, которых «не взяла» аяваска, и они считают, что негипнабельны. Во-первых, никто не может проверить, действительно ли наркотическое вещество «не взяло», чтобы делать выводы о негипнабельности. Эту информацию я принимаю только со слов клиента. Во-вторых, выводы о негипнабельности по отсутствию ощущений от употребления травы являются в корне неверными. В данном случае можно сделать в большей степени выводы о сопротивляемости организма наркотическим веществам, нежели склонностью к вхождению в трансовое состояние.
Далее давайте разберемся с загадочным трансовым состоянием. Транс – это состояние, которое наступает чаще всего в момент снижения концентрации на состоянии «здесь и сейчас». Это состояние, когда мы глубоко задумались (ушли в себя), это состояние между сном и бодрствованием, некое пограничное состояние, в котором пребывает каждый из нас. Другое дело, что обычно люди не отслеживают в обыденной жизни такие состояния и не придают им значения. А ведь именно в этих состояниях бывают инсайты, озарения, гениальные мысли.
Почему так происходит? Дело в том, что в обычной повседневной жизни у среднестатистического человека активно работает по большей степени левополушарный мозг. Если вы конечно не художник и поэт. Правое полушарие у обычных людей начинает работать при образном мышлении, активно во сне. Но в состоянии между сном и явью происходит всплеск активности нейронов обоих полушарий, и возникают новые нейронные связи, которые и дают во внешнем мире эффект гениальной идеи. Другими словами, включается нужная вариация нейронных путей. Днем мы перебирали проблемы, и у нас шли импульсы по определенным нейронам, но решение не приходило, так как подходящей связи и последовательно включения не было. В пограничном состоянии между сном и явью происходит работа над ошибками дневного поиска решения задач. Мозг начинает работать немного по-другому, включая оба полушария, и ответы приходят активней.
Тоже происходит и в трансе. Мозг не просто активно включает в работу правое полушарие, но и работает по-иному. Так можно выделить четыре частоты мозговой активности: бета-ритм, альфа- ритм, тета-ритм, дельта-ритм.
Бета – ритм – это состояние бодрствования, причем активное.
Альфа – ритм – это состояние неглубокого транса (глаза закрыты, тело расслаблено, сна нет, спокойное бодрствование). В момент наведения транса люди находятся на уровне альфа – ритма. Бывает, что весь транс проходит на этом уровне, но чаще регрессологи углубляют транс, и человек переходит на работу мозга в тета-ритме.
Тета-ритм – это глубокая медитация. В этом состоянии активен гиппокамп (отвечает за память). В глубоком трансе хорошо проходит работа с подсознанием, можно избавляться от установок, перефразировать и менять негативно действующие установки на положительные, улучшающие жизнь.
Следующий этап работы мозга Дельта – ритм. Это состояние очень глубокое, когда клиент не помнит то, что происходит на сеансе. На практике встречается редко. В жизни – это состояние очень глубокого сна.
Но это ни в коем случае не означает, что если человек находится в Альфа – ритме мозга, то это не транс. Я понимаю, что все хотят глубину Дельта-состояния, но важно понимать, что в современном мире постепенно отказываются от понятия «глубина транса», так как любое из перечисленных состояний является трансом. И если цель погружения – решение проблемы, поиск ответов, то какая разница из какой глубины транса происходит исцеление ситуации? Многие клиенты на альфа уровне решают жизненные задачи, – и это не означает, что транс не удался только потому, что клиент не вышел на тету.
Конечно наведение транса, – это задача регрессолога, нужно быть компетентным, знать признаки и критерии трансового состояния, иметь инструменты углубления транса. Но очень часто на прием приходят тревожные, контролирующие все клиенты. Им сложно расслабиться, сложно не думать о проблемах, сложно следить за дыханием, так как их мозг привык активно работать. Регрессолог в свою очередь, снижает тревогу, работает с телом, направляет внимание клиента на бессознательные процессы. Но, поймите, регрессолог не может заставить мозг клиента работать на «нужной» частоте.
Возможно, в таких практиках, как тета-хилинг, где идет работа на тета-состоянии, (что понятно из названия), используются дополнительные механизмы, такие как музыка, которые будут воздействовать на ритмы мозга. Но в регрессионной терапии, я призываю клиентов к естественному вхождению в транс под голос терапевта.
Для меня, как регрессолога, все состояния важны и нужны. Если отлично протекает работа на альфа уровне, – хорошо, если мы вышли на дельта, – еще лучше. Но я слышу от клиентов разочарование, что на альфа-уровне они не прочувствовали глубину транса. Да, шли ответы и было понимание, но люди ставят всю работу под сомнение только потому, что их ожидания от гипноза не оправдались, так как они начитались про дельта – состояния и хотели непременно оказаться на этой глубине.
Но в практике бывает так, что глубина транса меняется на протяжении сеанса. Наведение идет на альфа волне, далее – углубление, потом возможно возращение снова на альфу. Транс – это состояние и состояние не статичное.
Далее, все мы индивидуальны, и что хорошо для одного, может быть плохим примером для другого. Регрессолог не гонится за глубиной транса, а направляет клиента к решению задачи в трансе. И если клиенту комфортно и удобно работать на определенной частоте, – то это замечательно, не нужно искусственных добавок в виде вмешательства в процесс с целью все сделать глубже и лучше.
Повторюсь, что цель сеанса – в решении проблемы, а не в глубине транса.
Своей статьей я хотела бы немного расширить понимание о естественном трансе, глубине транса. Надеюсь теперь вопросов будет меньше.
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!