Смерть домашнего питомца

Много лет назад, когда я училась на психолога, я выступала перед группой с темой: “Мое представление о психологической помощи”. Тогда я рассказывала о методе танатотерапии; о том, что самыми важными моментами в жизни является тема смерти, подготовка к смерти, и как тяжело приходится близким умирающего. И я говорила, что работа с потерей близкого человека – это самое важное, с чем должен работать психолог. Именно в этом я видела психологическую помощь и хотела изучать это направление дальше. И тогда одна студентка задала мне вопрос: «А потеря любимой собаки является предметом вашего направления?» В тот момент я видела издевку в этом вопросе, я думала, что в вопросе много провокации (хотя возможно так и было). Ответ мой был резок и краток. Я сказала, что работаю с людской смертью. С собаками не ко мне.

Прошло много лет. Мои мысли и мировоззрение так же немного изменились. Я занялась транс-ориентированными практиками: регрессивный гипноз, шаманские техники, ритуальные трансовые позы. И в своих трансовых путешествиях имела опыт жизни в теле животного. Тогда я поняла, что это очень чистые и честные существа. У животных нет двойных стандартов, у них все логично и честно. А главное, животные получают удовольствие от своей жизни в состоянии “здесь и сейчас”. Выдра радуется тому, как ловко плавает и остается незамеченной в водоеме, косатка получает удовольствие от того, что может поднять свою тушку и сделать прыжок над водой, что может плыть со своими друзьями синхронно, и это очень весело. И можно привести большое количество примеров, когда я в трансовом состоянии ощущала себя в теле животного, которое было счастливо от того, что оно есть, что может сделать и как это делает.

Я знаю, что многие психологи обращают внимание на очеловечивание домашних питомцев в разговоре с клиентами. Некоторые психологи настаивают на том, что животное следует рассматривать только как животное, а не как ребенка, члена семьи и т.д.

Я не принадлежу к таким психологам. У меня была кошка, и она была не просто членом семьи. Она была моим верным помощником: работала вместе со мной, всегда присутствовала  во время сессий по скайпу и не мешала, она держала пространство наряду со мной. Это было умное существо, которое понимало человеческие слова. Существо, полное благодарности и любви к хозяину.  Существо, которое лечит, слушает и все понимает.

Моя кошка умерла внезапно от рака. Это было слишком больно. Мы с мужем переживали эту трагедию как гибель собственного ребенка… В моей жизни были потери. Прошло четыре месяца после смерти моей тети, и, вы знаете, я не плакала на ее похоронах. Занимаясь организацией похорон, лить слезы было некогда, да и неуместно. Но здесь, со смертью моей кошки… вся жизнь вышла из-под контроля. Мы с мужем просто ревели каждый день. Худшим утешением для меня были слова отца: «Юль, это всего лишь кошка». Я понимаю, что он хотел меня подбодрить, но это не просто кошка. Это друг, это существо, которое любило меня всем сердцем своей чистой любовью без «если» и «за что».

Уже давно я изменила свое мнение по поводу смерти домашних животных и работаю с клиентами так же, как если бы они потеряли человека, потому что глубина боли не уменьшается от того, кто умер: человек или питомец.

Работая с темой реинкарнации и прошлых воплощений, скажу, что такие верные друзья в виде домашних животных приходят не случайно. Так, одна моя клиентка видела прошлую жизнь, связанную с волком, который оберегал и хранил ее. В текущей жизни этот волк снова был рядом с моей клиенткой в виде ее домашней собаки.

Иногда бывает очень важно пойти в прошлую жизнь и посмотреть, была ли связь животного и человека в прошлом. Такая информация приносит утешение и надежду на то, что любимый питомец может вернуться в другой форме.

И еще немного о смерти.

Очень важно проводить животное в последний путь. Это важно животному и во многом самому человеку. Моя кошка умирала у нас на руках. Мы были до последнего выдоха с ней рядом. И я считаю – это лучшее, что мы могли сделать в тот момент. У нас был выбор: можно было отвезти нашу кошечку в стационар в кислородную капсулу, но ветеринар сказал, что оставались считанные часы, она не доживет до утра. Мы просто остались дома. Я рада, что моя кошечка ушла дома, а не в больнице, вдали от нас.

Процесс умирания животного не для слабонервных. Очень больно слышать хриплое прерывающееся дыхание, невозможно смотреть на мучения животного. Но процесс умирания очень важен для животного. И нужно не мешать… Быть рядом, проговорить прощальные слова, отпустить питомца и помогать своим фокусом внимания, своим присутствием.

Перед смертью животные собирают все свои силы и призывно кричат. Не нужно этого бояться. Это последний крик, после которого животное умирает. Моей кошечке понадобилось два крика. С первого раза не получилось уйти, она была слишком слаба. Со вторым криком голова безжизненно упала. А далее пошла вибрация по всему телу, – это выходила из мертвого тела душа.

И не смотря на то, что я своими глазами видела смерть своего любимца, сама укладывала ее в гробик-коробку, отвозила на кремацию, получила урну, я до конца в это не верю. Все стадии горевания никто не отменял.

Мне кажется важным написать о смерти моей кошки. Да, это не человек, многие подумают, что бред так убиваться из-за животного, но для многих людей животные стоят на том же уровне, что и люди. Я в статье упоминала слово «хозяин», но общалась с кошкой скорее, как с другом, с уважением.

По мне, лучшее, что может сделать человек для домашнего питомца, – это относиться к нему на равных при жизни и быть рядом в момент смерти.

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!