Техника «Антропоморфный шкафчик»

Однажды моя клиентка сказала, что терапия похожа на вскрытие консервных банок. Причем, эти банки старые и ржавые, и работа терапевта очень похожа на работу сапера: нужно нащупать мину (или банку), найти к ней ключ, открыть ее и что-то сделать с содержимым. Ключом является психологическая техника, но суть терапии не в обилии ключей, а в способности терапевта удержать поток эмоций, позволить им из неуправляемой мешанины превратиться в поток более-менее понятных эмоций, из которого можно достать главное.

Я своими словами описала то, что говорил клиент после сессии. Я была поражена, насколько точно клиент описал то, что делает терапевт. Это действительно так и есть. И клиент метафорически объяснил происходящий процесс с восторгом и уважением. Нам, психологам, иной раз недостает такой мудрой обратной связи. Мы привыкли работать с эмоциями клиентов, нырять в клиентское бессознательное, путешествовать в мир внутренней боли, страхов. И где-то внутри приходит обесценивание своей работы, так как она воспринимается уже обыденностью. Да, я помогла изменить жизнь человека. Да, после сессии клиент избавился от заболевания, страхов или панических атак. Но я думаю: «А как иначе? Это же моя работа. И она должна быть эффективной». Но для клиента моя работа – это что-то невероятное. И такие ответы клиента вдохновляют на труд. После нашего диалога в моей голове сформировалась техника для работы с эмоциями, закапсулированными в теле.

Техника проста и возможно даже уже существует и кем-то описана (я не проверяла). Но я все же опишу то, как работаю. Я говорю клиенту: «Представьте, что ваше тело – это комод. И в этом комоде очень много ящичков.»

Для удобства сравнения я прошу вспомнить картину Дали “Антропоморфный шкафчик” (1936). На этой картине изображена Венера Милосская, в области живота которой находились ящики в полуоткрытом состоянии. Сам Сальвадор Дали, будучи знакомым с работами Зигмунда Фрейда, вкладывал психоаналитический смысл в картину, считая, что ящики олицетворяют бессознательное человека, тайники со скрытыми желаниями, «скелеты в шкафу». Такую метафору очень удобно использовать в работе с эмоциями.

Далее я продолжаю: «Почувствуйте на своем физическом теле, где и как располагаются ящички. Какие они? Их много или мало? Какого они размера?»

Чем подробнее клиент опишет, как он себе это представляет, тем лучше. Далее я прошу представить тот ящик, который по каким-либо свойствам выделяется среди остальных. Он может быть самым большим или самым старым. Этот ящик по каким-то причинам больше привлекает внимание клиента. Мы начинаем работать именно с тем ящиком, который как-то себя проявляет. Поскольку, все это представляется в теле, а не эфемерно в голове, то тело очень хорошо реагирует в процессе диалога. Мы можем выбрать ящик по его расположению, например, начнем с области сердца, где ощущается тяжесть. Далее мы с клиентом открываем каждый ящик, из которого «выходит» на уровень сознания история, сопровождающаяся эмоциями. Таким образом, мы можем совершить путешествие по текущей жизни, используя главный инструмент получения информации – тело.

Интуитивно открывая ящички, опираясь на свои ощущения и эмоции, клиенты сталкиваются с историями детства, обидами, установками, разочарованиями, которые никуда не ушли, а до сих пор находятся в теле, образовывая энергетически заряженный комплекс, который во внешнем материальном мире уже формирует заболевание или какую-либо проблему.

Избавляя каждый ящичек от содержимого, можно в буквальном смысле освободиться от гнетущих эмоций прошлого.

Возможно, техника покажется простой, но как говорится: «Все гениальное просто».

PS картина Сальвадора Дали “Антропоморфный шкафчик”

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!