Тема смерти в иконотерапии.

Иконотерапия – метод психологической помощи, вид арт-терапии. Данный метод направлен на поиск жизненного ресурса через соприкосновение с внутренними процессами человека в результате создания элементов иконы посредством древнейших техник иконописи.

Русская икона пропитана темой смерти. Во-первых, сама по себе вера базируется на представлениях, о том, что нас ждет после смерти. Во-вторых, иконы показывают нам жизнь в другой реальности, другом измерении. Это подтверждает перспектива изображения в иконе, которая носит название «обратная». Пропорции святых не соответствуют размерам человеческого тела, преподобные всегда изображаются выше обычных людей. То же можно сказать и о Спасителе: младенец изображается уменьшенной копией взрослого человека. В-третьих, цвет в иконе имеет особое значение. Например, красный – цвет крови, это цвет одежды мученика и одновременно цвет пламенной любви, поэтому крылья серафимов обозначаются красным цветом, как символ любви к богу; черный – цвет смерти. Вы не найдете черный цвет в ликах святых, в их одеждах. Здесь роль черного заменяет умбра, сиена жженая или умбра жженая. Сажа в чистом виде используется только в изображении Адской бездны и пещер (символы могилы).

Так как же происходит работа с темой смерти в иконотерапии?

Все начинается c создания красок, с растирания сажи по стеклу. Я прошу своих клиентов погрузиться в процесс приготовления яичной темперы. Это особый медитативный процесс. Круговыми движениями мы растираем сухую темперу по стеклу курантом до однородной консистенции. Причем с каждым цветом связаны разные образы. Подумайте, что может преподнести ваше бессознательное при растирании сажи? В какие глубины можно унестись, глядя на черный круг, вырисовывающийся под движениями куранта? На этом этапе мы запоминаем наши образы, говорим о них, интерпретируем. И вот краска готова. Что дальше?

Далее мы приступаем к непосредственному техническому исполнению элемента иконы. При работе с темой смерти лучшим символом в иконе выступает элемент “горка с пещерой”. Используя символизм психоанализа, можно сказать, что гора – это наши родители, а так же мужское начало и, следовательно, все мужские качества в человеке. Пещера – могила, смерть, небытие. Даже при использовании прориси в работе, все горки получаются различными, не существует одного оттенка, в который можно «попасть» дважды. Так же и образы, которые возникают в процессе работы, индивидуальны. Символ горки дает возможность уйти в детско-родительские воспоминания, проанализировать свой личностный рост на уровень притязаний (ведь гора – это так же наши препятствия на пути к цели), заглянуть в пещеру и символически прикоснуться к смерти. Тема смерти всегда будоражит наше воображение, даже дыхание замирает, когда мы немного приоткрываем эту завесу. На этом этапе работы клиенты погружаются в размышления о смерти, осознают конечность жизни, запоминают ощущения, которые возникают в теле, говорят о эмоциях, которые проявляются в процессе работы с сажей.

Работа с темперой, медленные движения кисти, глубокая концентрация на самом процессе творения позволяют вырваться из чрезмерно активного, стрессового и, одновременно, рутинного потока обыденной жизни. Само творчество сопровождается глубокой внутренней работой, позволяет выйти на «горячие» места клиента, является в определенной мере диагностической работой. Осмысленный контакт человека с черным цветом может вывести клиента не только на мысли о смерти и страхи, с ними связанные, но и так же открыть новые грани в своем собственном «Я», возможно, даже отозваться внутри тоскливой пустотой или, наоборот, бездной безграничных возможностей.

Вот что получилось у меня:

06feb5740d8282121e1df2ce833b04c2

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!