Я неоднократно писала о целительном свойстве внимания в психологическом консультировании и в транс-ориентированных сессиях. Я искренне считаю, что осознанное направленное внимание на человека, творит чудеса. Нам всем не хватает любви, понимания, того комфортного и безопасного пространства, где можно открыто говорить о проблемах, даже если они кажутся нудными или недостаточно весомыми для обсуждения.
Когда психолог с искренним интересом внимательно выслушивает клиента, показывая, что в данным момент времени важен только клиент и его процесс, тогда сессия становится в разы эффективней. Пришедший на сессию человек, раскрывается, позволяет себе проявить эмоции, начинает рассказывать то, что никогда никому не мог бы доверить.
Вот, что пишет Эдит Ева Эгер (известный психолог, пережившая Холокост) в своей книге «Выбор»:
«Если спросить меня, какой самый распространенный диагноз у людей, ко мне обращающихся… я скажу, что это голод. Мы голодны. Мы жаждем одобрения, внимания, привязанности. Жаждем свободы принимать жизнь, познавать себя и быть самими собой.»
Очень часто у клиентов просто нет энергии на то, чтобы решить проблему, заниматься своим ростом и развитием. Концентрированное внимание терапевта на проблеме клиента и на самом клиенте дает ту энергию, на которой в дальнейшем запускается процесс движения с «мертвой точки».
Поэтому, мне кажется, очень важно рассмотреть вопрос внимания с точки зрения требования к психологу.
Итак, внимание – это направленная осознанная сосредоточенность сознания на объекте (предмете, деятельности и т.д.) Психолог сознательно держит высокую концентрацию внимания на самом клиенте, его рассказе, мимике, эмоциональном фоне, позе тела, поведении в процессе терапии, реакций тела клиента. Плюс к этому процессу добавляется отслеживание собственных реакций тела и чувств, которые для многих психологов являются неким инструментом, направляющим ход работы терапии.
Можно выделять два главных, на мой взгляд, свойства внимания, которые должны быть развиты у психолога: возможность длительного удерживания внимания (устойчивость внимания) и достаточно большой объем внимания (способность сосредотачиваться на нескольких объектах). Данные качества являются необходимыми для проведения действительно эффективных целительных сессий.
Возможно, кто-то подумает, что я пишу об очевидных вещах, но это не совсем так. Лично я наслышана о историях, когда пожилой терапевт засыпал на сеансе с клиентом или когда психолог – нарцисс в центр внимания ставил сколько не самого человека, обратившегося за помощью, а его диагноз, как отдельное от человека поле исследования, или, что еще хуже, себя, при этом время терапии уходило на рассказы о регалиях и значимости психолога и его подхода. Здесь мне важно добавить, что на первой сессии психологу уместно рассказать немного о себе и своем подходе. Я пишу о случаях, когда процесс терапии вращается только вокруг психолога.
Одновременно, данными высказываниями я ни в коем случае не хочу обесценить работу коллег. Я верю, что большинство работает профессионально и эффективно. Но ко мне приходят клиенты, «побитые» терапией, разочарованные в психологии. Мне важно донести, что не все психологи такие. Можно работать эффективно и мощно, можно действительно продвигаться в решении проблемы. Но для этого нужно искать профессионала. И мне кажется, что помимо регалий, образования и опыта, качественным критерием выбора психолога может быть как раз оценка того, сколько внимания дает терапевт. И для этого не обязательно записываться на пробные сессии, иной раз качественный семиминутный разговор по телефону или в переписке дает понимание, на сколько психолог включен в вашу проблему.
Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!