Как противостоять нападкам руководства?

К сожалению, в настоящее время очень часто приходится наблюдать следующий портрет начальника в современном офисе: молодой, амбициозный, энергичный человек лет тридцати-тридцати пяти, практически не работавший на должности специалиста, приведенный в компанию “по знакомству” на руководящую позицию с набором новомодных представлений об управлении. Такой руководитель обычно делегирует свои прямые обязанности на опытного специалиста, перегружая не только весомыми, но и мелочными поручениями, перестраховывается, заставляя подчиненных выполнять одно задание в различных вариациях, выслуживается перед высшим начальством, вынуждая подчиненных работать быстрее, больше, лучше, отчитываясь за каждый отработанный час. Думаю, многие сталкивались с похожей ситуацией и могут продолжить этот список безрезультативных поручений и неадекватности руководства. Такое поведение начальства приводит к нарушению границ подчиненных, которое при длительном воздействии приводит к различным психосоматическим реакциям организма: давлению, головным болям и болям в спине, депрессии, общей подавленности и т.д.

Рассмотрим примеры бестактного отношения руководства к подчиненным и способы выхода из таких стрессовых ситуаций.

1) Начальник дает задание за 15 минут до окончания рабочего дня с криками: «Это срочно! Это важно» и т.д.

Если в вашем трудовом договоре не указан ненормированный рабочий день, вы знаете, что в этой компании вам не доплатят за переработку, не предоставят отгул, то вам необходимо определить зоны своей ответственности в данном вопросе. Попробуйте объяснить начальнику, что данное задание невозможно выполнить за 15 минут. За данное время вы сделаете только определенную часть полученного задания. Целиком задание можно выполнить только к сроку (назовите реальный срок, за который можно выполнить поручение). Четкий и обоснованный ответ поможет снять с вас ответственность за «невыполненное ежесекундно» поручение.

2) Перегрузка на работе.

Вы замечаете, что темп работы усиливается, вы одновременно говорите по телефону и пишите письма, чтобы все успеть, обеденный перерыв тратите на решение незавершенных поручений, часы на работе проносятся с невероятной скоростью, коллеги практически перестали с вами общаться? Если да, то вам пора задуматься, все ли поручения соответствуют вашим обязанностям? Понятно, что в настоящее время поголовно встречаются случаи нарушения трудового законодательства, должностные инструкции номинальны, не соответствуют действительности или отсутствуют вообще, но, я уверенна, в списке дел можно найти массу поручений, которые не относятся к вам, как специалисту. Многие могут здесь возразить, что в любой должностной инструкции есть пункт: «выполнение поручений руководителя…». Однако и в таком случае можно напомнить начальнику о ваших прямых обязанностях. Например, начальник нагружает вас секретарскими поручениями: позвони, напечатай, найди, собери. Здесь совершенно уместно объяснить руководителю, что выполняя его ежеминутные поручения, вы откладываете действительно важные дела, например, контроль возврата излишне оплаченного аванса от поставщика.

3) Начальство, не выполняющее своих обязанностей, также нарушает границы подчиненных.

Самым плохим начальником по исследованиям, проводимым порталом www.hh.ru (heandHunter), является бездействующий начальник, не решающий задачи. К сожалению, слишком часто приходится видеть, как дела, прошедшие всю сложнейшую цепочку согласований, оседают на рабочем столе начальника и пылятся там неделями. Бороться с ленью, неграмотностью начальника бесполезно. Можно каждый день напоминать про подписание контракта, но здесь важно внутри себя снять ответственность за стагнацию проекта. Если в компании установлена электронная система документооборота, то в этом случае можно легко отследить, на ком застопорился процесс. Тогда даже при возникновении скандала у вас будет четкое алиби о проделанной с вашей стороны работе. Но даже, если такой программы нет, постарайтесь максимально фиксировать моменты отправки документации, дублируйте бумажные документы по электронной почте. Здесь важно разделить границы своих обязанностей и обязанностей руководителя. Даже если бездействие руководителя влечет за собой крах всего проекта, не болейте за компанию всей душой, не сливайтесь с ней в своих переживаниях. В большинстве случаев работодатель будет относиться к вам, как к маленькому винтику в огромном механизме, и ваше психологическое выгорание будет только способствовать замене старого винтика на новый.

4) Начальник ведет себя неадекватно, кричит, нецензурно выражается.

Здесь важно абстрагироваться от стрессовой ситуации. Вы не прямой участник, а всего лишь наблюдатель, который смотрит за развитием сумасшествия начальника. Представьте, что руководитель болен, не принимайте сказанное им на свой счет, наблюдайте, как прогрессирует его болезнь, как ему плохо в его состоянии. Также можно представить, что вы видеокамера, которая только фиксирует происходящее, но не пропускает происходящее через себя. Запомните, неадекватных людей просто запрещено впускать в свой внутренний мир! Если все же сотрудники, с которыми были конфликтные ситуации, вызывают у вас постоянное раздражение, вы думаете о конфликте дома, после работы, не отпускаете ситуацию, можно попробовать сделать следующие упражнения:

А) Найдите безопасное место и пошлите сотрудника/начальника на три буквы. Громко и четко. Несколько раз. Можете добавить: «Уходи из моего внутреннего мира»

Б) Если есть возможность выехать за город, зайдите в лес, в поле, прокричите что есть силы слово «НЕТ». Кричите слово «НЕТ», пока не прочувствуете, как через «НЕТ» выходит вся ваша агрессия, обида, гнев, разочарование в работе и людях, боль.

В) Если у вас нет возможности уединения, вы можете дома или в офисе проработать свои эмоции следующим образом. Встаньте, вытяните руки в стороны. Почувствуйте давление двух невидимых стен, надвигающихся на вас и заставляющих руки сгибаться в локтях. Наступит момент, когда локти прижмутся к вашему телу. В таком положении вам будет скорее всего трудно дышать, вы ощутите напряжение, давление. Затем резким движением выпрямите руки, сказав при этом «НЕТ». Чувствуете, как вам стало легко дышать полной грудью? Давление исчезло, его больше нет. Такое упражнение можно повторить по необходимости несколько раз. Далеко не с первого раза можно глубоко вздохнуть и почувствовать легкость от выброса агрессии.

Можно было бы и дальше перечислять всевозможные случаи неадекватного поведения руководителя, но ключевым моментом при любых вариациях является одно: нарушение ваших границ. Совершенно адекватно оценивая настоящую ситуацию на рынке труда и понимая, что многим руководителям “закон не писан”, а люди работают, принимая отвратительные условия труда в ситуации безработицы, я призываю отстаивать свои права. “Возвращайте” руководителю его поведение, объясняйте неадекватность формулировок задания. Бывает, что если корректно указывать на кретинизм поведения начальника, последний начинает задумываться о том, что он делает. Не позволяйте начальнику отыгрываться на вашем психологическом здоровье. Помните, что девять часов, проведенные в постоянном стрессе, непременно отразятся на вашем здоровье. Обращайте внимание на нарушение своих границ на собственных феноменах из жизни. Фиксируйте их в сознании. Пробуйте различные вариации поведения с начальником, и тогда, я надеюсь, психологическое давление со стороны начальника будет уменьшаться, и вы сможете потратить жизненные силы не на защиту своих границ, а на реализацию себя, как специалиста.

Если вам понравилась статья, то можете ей поделиться, нажав на кнопочку ниже. Спасибо!